Перечень муниципального имущества используемого в целях предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства
Приоритетной задачей современной национальной политики, направленной на создание благоприятных условий для развития предпринимательства, является поддержка субъектов среднего и малого предпринимательства. Особое внимание при этом уделяется ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере малого и среднего бизнеса, защите их имущественных прав.
Одной из важнейших мер, направленных на снижение административного давления на бизнес, в том числе на малый и средний, является введение в Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции» статьи 17.1, устанавливающей особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества - обязательное проведение открытых аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования.
О необходимости принятия ряда мер институционального характера для содействия развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, включающего в том числе развитие инфраструктуры поддержки новых предприятий в рамках бизнес-инкубаторов, упрощение для малых предпринимателей доступа к покупке и аренде недвижимости, говорится в Концепции долгосрочного социально-экономического раз-
вития Российской Федерации на период до 2020 года [2].
Положениями Федерального закона «О защите конкуренции» в целях оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, защиты их имущественных прав предусмотрено следующее:
• проведение специализированных конкурсов и аукционов среди субъектов малого и среднего предпринимательства;
• возможность бесконкурсного продления договоров аренды.
Остановимся подробнее на вопросах бесконкурсного продления договора аренды с субъектами малого и среднего бизнеса.
Частью 4 статьи 53 Федерального закона «О защите конкуренции» до 1 июля 2015 года разрешается заключение на новый срок договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископа-
емых), без проведения торгов. При этом заключение указанных договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2015 года.
Таким образом, указанным правом на заключение договора аренды на новый срок субъект малого и среднего предпринимательства может воспользоваться при соблюдении следующих условий в совокупности:
1) при наличии договора аренды, заключенного до 1 июля 2008 года. Необходимо обратить внимание, что кроме срока (до
1 июля 2008 года), важным условием является наличие исключительно договора аренды.
Схема «договор безвозмездного пользования (до 2008 года) - договор аренды (до 1 июля 201 5 года)» в соответствии с частью 4 статьи 53 Федерального закона «О защите конкуренции» уже неприменима. Кроме того, поскольку в указанной норме говорится о заключенных договорах, то договоры аренды, заключенные до 1 июля 2008 года и подлежащие государственной регистрации в соответствии с требованиями гражданского законодательства, должны быть зарегистрированы в установленном порядке, то есть до 1 июля 2008 года (пункт 3 статьи 433, статья 609 Гражданского кодекса Российской Федерации);
2) новый срок договоров аренды должен быть не более чем до 1 июля 2015 года;
3) арендатором не могут быть субъекты малого и среднего предпринимательства:
• являющиеся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;
• являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
• осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
• являющиеся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерези-
дентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
• осуществляющие добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых);
4) и, пожалуй, самое важное условие -соблюдение «принципа свободы в заключении договора», то есть эта норма закона не понуждает собственника или иного уполномоченного лица к заключению договора.
Несоблюдение хотя бы одного из условий, означает, что положения части 4 статьи 53 Федерального закона «О защите конкуренции» к таким договорам не применяются и такие договоры заключаются в соответствии с требованиями статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».
Необходимо отметить, что Федеральный закон «О защите конкуренции» не устанавливает порядок заключения договоров аренды на новый срок и не определяет перечень документов, которые необходимо представить для заключения договоров аренды на новый срок на основании части 4 статьи 53 Федерального закона «О защите конкуренции». Вместе с тем Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлены исчерпывающие условия и критерии отнесения субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства. Соответственно, собственнику или иному уполномоченному лицу при заключении договора аренды на основании части 4 статьи 53 Федерального закона «О защите конкуренции», а также при установлении требования о подтверждении статуса субъекта малого предпринимательства необходимо руководствоваться законодательством о развитии малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с разъяснениями Федеральной антимонопольной службы (далее -ФАС России) - органа, уполномоченного давать разъяснения антимонопольного законодательства, которые размещены на сайте www.fas.gov.ru в разделе «Разъясне-
ния», часть 4 статьи 53 Федерального закона «О защите конкуренции» не исключает возможности повторного продления договоров аренды при соблюдении непрерывности договорных отношений, а также предельного срока действия таких договоров, установленного частью 4 статьи 53 Федерального закона «О защите конкуренции». Это означает, что не будет нарушением повторная пролонгация арендных отношений с субъектами малого и среднего предпринимательства при наличии «основного» договора, то есть договора, заключенного с субъектом малого и среднего предпринимательства до 1 июля 2008 года, при соблюдении непрерывности отношений.
При этом продолжение арендных отношений возможно как посредством заключения нового договора, так и посредством заключения дополнительного соглашения о переносе срока аренды.
Немаловажным является и то, что субъект малого и среднего предпринимательства, получивший имущество на основании части 4 статьи 53 Федерального закона «О защите конкуренции», в дальнейшем распоряжается им исключительно с учетом требований статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» - по результатам торгов либо без проведения торгов в соответствии с исключениями, предусмотренными статьей 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку законодатель связывает соблюдение искомого порядка заключения сделок с такими обстоятельствами, как статус имущества (государственное или муниципальное) и переход прав (в том числе пользования) на имущество к другому лицу. По этой причине дальнейшее предоставление арендованного имущества, в частности заключение договора субаренды, перенайма в отношении указанного государственного или муниципального имущества, должно осуществляться также по правилам статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции». Указанные меры направлены на обеспечение прямого и прозрачного доступа к государственному и муниципальному имуществу именно конечных пользователей, а не посредников.
При этом арендатор - субъект малого предпринимательства вправе воспользоваться всеми исключениями, предусмотренными статьей 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в том числе ставшей довольно известной нормой «20 квадратных метров», установленной частью 4 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции». То есть для размещения платежных терминалов самообслуживания и торговых автоматов горячего питания, площадь которых в совокупности не превышают 20 квадратных метров или 10 процентов от площади переданного в аренду помещения, здания, строения или сооружения, проведение торгов необязательно. Вместе с тем ФАС России рекомендует применение процедур торгов либо иных публичных процедур в соответствии с законодательством Российской Федерации для отбора лиц, с которыми будут заключены договоры на установку указанного оборудования. По вопросу размещения платежных терминалов самообслуживания и торговых автоматов горячего питания ФАС России даны соответствующие разъяснения [6], ознакомиться с которым можно в правовых базах.
Нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления не могут устанавливаться иные ограничения (исключения), отличные от федерального законодательства.
Так, Федеральный арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 24 августа 2010 года № Ф09-6442/10-С1 по делу № А76-7915/2010-51-273 в отношении пункта 3 постановления администрации города Челябинска от 13 января 2010 года № 4-п, а также Порядка предоставления в субаренду недвижимого имущества, находящегося в собственности города Челябинска, указал следующее: «арендаторы, с которыми заключены договоры аренды в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 53 Федерального закона «О защите конкуренции», или по результатам торгов вправе с согласия комитета передать право аренды в отношении части или частей объекта аренды третьим лицам без проведения конкурсов или аукционов. При этом общая
площадь передаваемых в субаренду третьим лицам частей объекта аренды не может превышать пятьдесят процентов площади объекта», утвержденного указанным пунктом постановления, не соответствует положениям статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее -ВАС РФ) от 8 декабря 2010 года № 15913/10 отказано в передаче дела № А76-7915/2010-51-273 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа.
Поскольку на проведение указанных сделок требуется согласие арендодателя, его обязанность - проконтролировать использование имущества по целевому назначению, чтобы не допустить превращения помещения в склад или аптеку.
Резюмируя сказанное, можно отметить, что предусмотренное частью 4 статьи 53 Федерального закона «О защите конкуренции» право при законном его исполнении может устранить 99 процентов опасений, связанных с предоставлением государственного и муниципального имущества субъектам малого и среднего предпринимательства, поскольку в регионах и муниципалитетах основную массу арендаторов «со стажем» составляют субъекты малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем следует отметить, что изменениями в Федеральный закон «О защите конкуренции», подготовленными в рамках «третьего антимонопольного пакета», Федеральным законом от 6 декабря 201 1 года № 401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступает в силу с 1 июня 2012 года, предусмотрена возможность автоматической пролонгации договора аренды без проведения торгов при одновременном соблюдении следующих условий:
1) арендатор, с которым ранее был заключен договор аренды, является добросовестным, то есть надлежащим образом исполнял свои обязательства;
2) иное не установлено договором, и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации;
3) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;
4) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем 3 года.
Немаловажным условием является то, что срок договора может быть сокращен только на основании заявления арендатора.
При этом арендодатель не вправе отказать арендатору - субъекту малого и среднего предпринимательства в заключении на новый срок договора аренды, за исключением исчерпывающего перечня случаев, установленных Федеральным законом «О защите конкуренции». Таким образом, исключается возможность субъективного подхода к рассмотрению вопроса о пролонгации договора с конкретным арендатором и устранения арендодателями «неугодных».
Важная концептуальная новация заключается в том, что в случае необоснованного отказа в пролонгации договора аренды и заключения в течение года со дня истечения срока действия такого договора аренды с другим лицом арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по договору аренды, вправе потребовать перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, в соответствии с гражданским законодательством.
«Специализированные» торги. Что это?
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 года № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и
(или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее - Приказ № 67), вступившим в силу с 7 марта 2010 года, предусмотрено проведение «специализированных торгов», и установлены особенности проведения таких торгов.
Безусловно, малый и средний бизнес не может конкурировать с крупным бизнесом в борьбе за государственное или муниципальное имущество. В связи с этим предусмотренный Приказом № 67 порядок торгов среди субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, не является неожиданностью. Концепция оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, путем утверждения перечня государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Перечень имущества в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства»), изложена в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства». Такие перечни вправе утверждаться федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а порядок формирования, ведения, обязательного опубликования таких перечней, порядок и
условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. При этом порядок и условия предоставления в аренду государственного или муниципального имущества, включенного в указанные перечни, в случае их установления нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или муниципальными правовыми актами не должны противоречить федеральному законодательству, в частности порядку, установленному статьей 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».
Особенности проведения
«специализированных торгов»
1. Участниками торгов могут являться исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства, имеющие право на поддержку органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с частями 3 и 5 статьи 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства», или организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Требования к субъектному составу торгов должны быть указаны в извещении о проведении торгов (документации о торгах) (подпункт 10 пункта 31, подпункт 9 пункта 105 Приказа № 67).
В случае подачи заявки на участие в таких торгах лицом, не являющимся субъектом малого и среднего предпринимательства или организацией, образующей инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, либо не соответствующим требованиям, установленным частями 3 и 5 статьи 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства», организатор торгов имеет законные основания отка-
зать такому лицу в допуске к участию в торгах (подпункт 5 пункта 24 Приказа № 67).
Важно отметить, что Приказом № 67 установлен исчерпывающий перечень требований к составу заявки на участие в конкурсе или аукционе. Не допускается требовать от заявителей иное, за исключением документов и сведений, прямо предусмотренных Приказом № 67 (пункты 53, 122 Приказа № 67).
Вместе с тем согласно Приказу № 67 участник должен соответствовать всем требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам, в частности требованиям, установленным Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства», и несоответствие участника указанным требованиям является основанием для отказа в допуске к участию в торгах (подпункт 2 пункта 24 Приказа № 67).
Так что же делать? Для того чтобы во время принятия решения о допуске (отказе в допуске) заявителя удостовериться, что заявитель, подавший заявку на участие в торгах, соответствует требованиям Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства», организатор торгов, как уже отмечалось, должен указать в извещении о проведении торгов (в документации о торгах) необходимость соответствия заявителя требованиям Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства». Заявитель, в свою очередь, должен декларировать в заявке на участие в торгах свое соответствие указанным требованиям. При этом проверка сведений о размере уставного (складочного) капитала (паевого фонда) субъектов малого и среднего предпринимательства (доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего
предпринимательства) также осуществляется на основании представленных в составе заявки на участие в торгах копий учредительных документов.
Кроме того, в случае установления факта недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных заявителем или участником торгов в составе заявки на участие в торгах, такой заявитель (участник) должен быть отстранен от участия в торгах на любом этапе их проведения, договор с ним не может быть заключен.
2. Относительно формы торгов в Приказе № 67 указывается следующее: «специализированные торги» проводятся преимущественно в форме открытого аукциона, лишь у бизнес-инкубаторов есть выбор между аукционом или конкурсом при предоставлении в аренду(субаренду)субъектам малого и среднего предпринимательства нежилых помещений инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, включенных в Перечень имущества в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства».
Таким образом, поскольку в Приказе № 67 говорится только о нежилых помещениях, включенных в Перечень имущества в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства», предоставление бизнес-инкубатором имущества, не включенного в этот перечень, должно осуществляться по результатам аукциона.
Проведение конкурса в случаях, когда это не предусмотрено Приказом № 67, содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства, в частности статей 17 и 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», что может являться основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа (статья 17 Федерального закона «О защите конкуренции»).
При выборе в указанном случае бизнес-инкубатором формы торгов «конкурс» определение победителя конкурса осуществляется исключительно по четырем
критериям в совокупности (0,25 - коэффициент, учитывающий значимость каждого критерия конкурса):
1) качество описания преимуществ товара или услуги в сравнении с существующими аналогами (конкурентами) - 0,25;
2) качество проработки маркетинговой, операционной и финансовой стратегий развития субъекта малого предпринимательства - 0,25;
3) прогнозируемые изменения финансовых результатов и количества рабочих мест субъекта малого предпринимательства -
0,25;
4) срок окупаемости проекта - 0,25.
При этом оценка заявок по цене договора не осуществляется.
3. При проведении «специализированных торгов» срок, на который заключаются договоры в отношении имущества, включенного в Перечень имущества в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства», должен составлять не менее 5 лет, а если государственное или муниципальное имущество предоставляется бизнес-инкубаторами в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства, то срок, на который заключается договор, не должен превышать 3 года. Требования к срокам заключения договоров установлены в соответствии с существующим законодательством исходя из назначения имущества.
При выполнении указанного требования Приказа № 67 могут возникнуть сложности у бизнес-инкубаторов, которые предоставляют во владение и (или) пользование имущество, включенное в Перечень имущества в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства».
Если исходить из того, что требования к срокам заключения договоров, установленные Приказом № 67, связаны с таким обстоятельством, как статус имущества -имущество, включенное в Перечень иму-
щества в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства», которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе, то предоставление такого имущества на срок более 5 лет противоречит принципам и целям использования бизнес-инкубаторами предоставленного им имущества - поддержка предпринимателей исключительно на ранней стадии их деятельности.
Если исходить из того, что требования к срокам заключения договоров, установленные Приказом № 67, связаны с таким обстоятельством, как предоставление правообладателем имущества - бизнес-инкубатором, то предоставление указанного имущества на срок до 3 лет противоречит назначению имущества, ведь в Перечень имущества в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства» включается, как уже отмечалось, имущество, предназначенное для использования субъектами малого и среднего предпринимательства на долгосрочной основе.
4. «Специализированные торги» проводятся в случае проведения конкурса или аукциона в отношении имущества, включенного в Перечень имущества в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства». Такой перечень1 в отношении федерального имущества еще не утвержден.
Действия по проведению «специализированных торгов» в случаях, когда это не предусмотрено законом, содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в частности статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции», устанавливающей запрет на действия, которые приводят и могут привести к ограничению конкуренции, в том числе создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий
1 См. аналитическую справку Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» по проблемам аренды помещений малого и среднего предпринимательства, реализации Федерального закона № 159-ФЗ и предложения по их решению. 111^: http://opora.ru/analysis/ discussions/440/1210 (дата обращения: 28 октября 2010 года).
участия в торгах, не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, что также может являться основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа (статья 17 Федерального закона «О защите конкуренции»).
При проведении торгов в отношении имущества, включенного в Перечень имущества в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства», решение о создании комиссии, определение ее состава и порядка работы, назначение председателя комиссии осуществляются с участим координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства в случае, если при федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления созданы такие координационные или совещательные органы.
В остальном «специализированные торги» проводятся в порядке, установленном Приказом № 67 в отношении обычных торгов. Кроме того, субъекты малого и среднего предпринимательства также могут участвовать в «обычных» торгах на предоставление государственного или муниципального имущества наравне с другими субъектами. Уже сейчас функционирование общероссийского сайта для размещения информации о торгах на предоставление имущества - универсального поисковика, отсутствие субъективной предквалифика-ции, невозможность установления произвольных требований к участникам торгов и заявке, отстранение «неугодных» заявителей от участия в торгах значительно расширили круг участников торгов.
Следующим шагом к обеспечению конкуренции на торгах, в том числе к расширению участия в торгах субъектов малого и среднего предпринимательства, будет переход к аукционам по продаже государственного и муниципального имущества и
имущественных прав в электронной форме, что позволит обеспечить участие в аукционе максимально возможного количества предпринимателей посредством дистанционного доступа через сеть Интернет.
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ИСТОЧНИКИ
1. О защите конкуренции : Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ.
2. Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р.
3. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) : Федеральный закон от 26 января 1996 года № 14-ФЗ.
5. Федеральная антимонопольная служба : [сайт]. и^: www.fas.gov.ru
6. О рассмотрении обращения : письмо Федеральной антимонопольной службы от 26 марта 2010 года № ИА/8413.
7. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 августа 2010 года № Ф09-6442/10-С1 по делу № А76-7915/2010-51-273.
8. Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2010 года № 15913/10.
9. О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса : приказ Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 года № 67.
10. Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Рос-
сийской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ.
11. О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 6
* *
декабря 2011 года № 401-ФЗ.
12. Аналитическая справка Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» по проблемам аренды помещений малого и среднего предпринимательства, реализации Федерального закона № 159-ФЗ и предложения по их решению. иЯЬ: http://opora.ru/analysis/ discussions/440/1210 (дата обращения: 28 октября 2010 года).
Окончание. Начало на с. 36
использования земельного участка Общества «земли промышленности», приведших к завышению его кадастровой стоимости. Общество настаивало на виде разрешенного использования «земли сельскохозяйственного назначения».
Суды трех инстанций в заявлении отказали, однако Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (далее - ВАС РФ) судебные акты отменил, сославшись на следующее. При первичной постановке на кадастровый учет Общество указало целевое назначение земельного участка «для производственных целей», однако соответствующего вида разрешенного использования нормативными актами не предусмотрено. Управление отнесло указанный земельный участок к «землям промышленности». ВАС РФ указал, что «производственные цели» могут быть промышленными и сельскохозяйственными. Управление, не располагая сведениями для определения вида разрешенного использования земельного участка, должно было их запросить исходя из характера деятельности собственника и назначения расположенных на участке объектов недвижимости. Кроме того, указал ВАС РФ, к оспариванию кадастровой ошибки не подлежит применению трехмесячный срок, предусмотренный статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а должны применяться положения Закона о государственном кадастре недвижимости, согласно которым исправление кадастровой ошибки может быть осуществлено в любое время, пока она содержится в кадастре.
III. Приведение договора аренды лесного участка в соответствие Лесному кодексу 2006 года не является заключением нового договора, поэтому отсутствие государственной регистрации и несоответствие сторон не имеют правового значения для регистрации переоформленного договора (Автономная некоммерческая организация «Образовательно-оздоровительный центр «Исток» VS Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области. Дело ВАС № 5342/11)
Автономная некоммерческая организация «Образовательно-оздоровительный центр «Исток» (далее - Организация) в 2001 году приобрела право аренды лесного участка по договору, который следовало привести в соответствие Лесному кодексу 2006 года. В установленном порядке договор был переоформлен путем заключения нового договора в 2008 году. Организация обратилась за регистрацией нового договора аренды, однако получила отказ по следующим основаниям:
• неточность адреса лесного участка;
• противоречия в категории земельного участка;
• заключение договора в 2008 году неуполномоченным лицом;
• отсутствие государственной регистрации договора от 2001 года.
Оспаривая отказ, Организация обратилась в суд.
Поддерживая суды первой и апелляционной инстанций, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (далее - ВАС РФ) удовлетворил требования организации, постановив следующее. Указание кадастрового номера земельного участка свидетельствует об однозначной идентификации лесного участка. Отсутствуют основания для отказа в государственной регистрации договора от 2008 года в связи с заключением неуполномоченным лицом, поскольку имело место не заключение нового договора, а переоформление существующего в предусмотренном законом порядке. Противоречие в категории земельного участка не имеет правового значения для регистрации, так как отсутствует специальное распоряжение Правительства Российской Федерации о переводе земель лесного фонда городского округа Самара в земли иных категорий. Довод о незаключенности договора от 2001 года в отсутствие его государственной регистрации отклонен ВАС РФ на том основании, что договор фактически исполнялся (земельный участок передан, арендные платежи вносятся).